Самообразование

Самообразование

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников,
который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. 
                                                                                                                             Д.И. Менделеев
      Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая,
познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно
или общественно значимых образовательных целей:
  • удовлетворение познавательных интересов;
  • общекультурных и профессиональных интересов;
  • повышение квалификации. 
«Преподавание – это искусство, овладеть которым невозможно без постоянного самообразования и самореализации!»

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения
квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
  Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для  профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
                                                                                                                                                         А. Дистервег

За годы работы в школе у меня сложилось своё педагогическое кредо:
  • "Чтобы учить других, нужно учиться самому,
  • чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя,
  • чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться".
Темы самообразования в различные этапы педагогической деятельности: 
2012 г.  – «Проектно- исследовательская деятельность»
2013-2015 гг. - «Развитие базовых компетентностей школьников в проектно-исследовательской деятельности»

В проектно-исследовательской деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое.
Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности. Развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы.
Необходимо воспитывать личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.
Методическая проблема Ключевского округа на 2013-2014 уч.г.: 
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Индивидуальная тема профессионального развития и самообразования: «Развитие базовых компетентностей школьников в проектно-исследовательской деятельности».
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.
К. Симонов

Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня обученности школьников, уровня педагогического мастерства педагога.
Задачи:
  • формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
  • внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии;
  • обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
  • продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики и ИКТ;
  • продолжить внедрение в практику образовательной деятельности программы внеурочной подготовки школьников, новых форм внеурочной работы с учащимися;
  • разработать программы дополнительного образования школьников;
  • разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
  • изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Поставленные задачи определили логику, этапизацию работы над темой самообразования:
На первом этапе (2012-2013 уч.г.) изучалась теория и практика компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся; психолого-педагогическая, историко-педагогическая, медицинская, философская литература.
На первом этапе применялись следующие методы работы: метод теоретического исследования изучаемой проблемы, педагогическое наблюдение.
На втором этапе (2013-2014 уч.г.) разрабатываются показатели готовности педагога к осуществлению компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся в образовательном процессе, строится модель формирования готовности педагога к деятельности в этом направлении.
На втором этапе применяются следующие методы работы: моделирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, анализ продуктов учебной деятельности.
На третьем этапе (2014-2015 уч.г.) - анализ продуктов учебной деятельности, систематизация, методы математической статистики.
На третьем этапе применяются следующие методы: анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, анализ.
Направления самообразования
Ø  профессиональное (предмет преподавания);
Ø  психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
Ø  психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества);
Ø  методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
Ø  эстетическое (гуманитарное);
Ø  информационно-компьютерные технологии;
Ø  охрана здоровья.
 Источники самообразования
ü  Предметные газеты, журналы
ü  Литература (методическая, научно-популярная)
ü  Интернет
ü  Видео, аудио информация на различных носителях
ü  Семинары и конференции
ü  Мероприятия по обмену опытом
ü  Курсы повышения квалификации
 Формы самообразования
 Индивидуальная (инициатор – я сама);
Групповая (в виде деятельности районного методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации).  
Мотивы, побуждающие  к самообразованию
*       Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
*       Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
*       Стремительный рост современной науки, особенно информатики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
*       Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
*       Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Составляющие процесса самообразования
Если представить деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Какова же предметная область приложения этих глаголов?
  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности
  • Чтение педагогических периодических изданий;
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • Общение с коллегами в школе, районе и в Интернете.
Ожидаемый результат самообразования:
  • повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество обученности не менее 80%);
  • разработка, апробирование и рецензирование статей, учебных рабочих программ и программ внеурочной деятельности;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок, авторских цифровых образовательных ресурсов;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках информатики («Несколько мышек» (Microsoft));
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
  • продвижение школьного сайта и персонального сайта-портфолио в сети Интернет marha2016.blogspot.ruкорректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
Планируемые результаты самореализации:
  • Разработка комплекта электронных уроков по информатике и ИКТ;
  • Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:
  • комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
  • комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
  • пакета материалов по развитию педагогических технологий (проблемно-диалогического обучения, проектно-исследовательской деятельности, здоровьесберегающей);
  • банка творческих и проектно-исследовательских работ учащихся;
  • пакета сценариев открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий и интерактивной доски,
  • пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
  • Постоянное ведение электронного портфолио учителя.
  • Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.
Способ демонстрации результата:
1.     Размещение информации на собственном сайте.
  • Выпуск методического пособия в электронном варианте.
  • Публикация в Интернет-сайтах.
Я считаю, что совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня моей подготовки. Этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций будет значительно выше.
   Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Метода проектов - одна из интереснейших и популярных тем, выбираемых педагогами для самообразования. Выбор данной темы мной обосновывается еще и тем, что организуя внеурочную деятельность в рамках введения ФГОС веду кружок «Я – исследователь» с 2012 учебного года в старших классах, мы с обучающимися работаем на компьютерах.
И сразу стали заметны результаты: дети с большим интересом посещали занятия по кружку «Мир информатики» – познавательный интерес увеличивался, что и способствовало положительной динамике качества обучения. Работая с проектами практикума, обучающиеся в результате изучения темы не только показывают уровень ее усвоения, но и приобретают навыки практического применения полученных знаний. Каждый изученный раздел обобщается либо творческим заданием, либо мини-проектом, либо групповым проектом.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Результаты работ обучающихся в большинстве случаев оказываются интересными и полезными! Важно заметить, что при работе над проектом формируется не только самостоятельная, творческая личность, но и повышается качество обучения. Надеюсь, что сравнительный анализ результатов обучения на заключительном этапе только подтвердит вышесказанное и цель самообразования будет достигнута.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Информатика и ИКТ», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:
  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:
  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской технологии, предполагая что, если данную технологию применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Сущность проектно-исследовательской технологии
Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода  проектов:
  • Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотез и их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
 Е.Д.Кучаева
               




Комментариев нет:

Отправить комментарий