дипломная работа

Разработка школьной информационной системы на основе IT-технологий
списки).
Имеет внутренний браузер.
Пример использования Dreamweaver для создания электронного учебного пособия приведен на рисунке 5 и на рисунке 6.

2.4.4 Использование технологии JavaScript
Сегодня World Wide Web – это среда информационного обмена для миллионов людей. Они размещают текст, видео, звук, и информацию, и все более усложняют свои страницы, делая их интерактивными.
JavaScript – это новый язык программирования, используемый в составе страниц HTML для увеличения функциональности и возможностей взаимодействия с пользователями. Он был разработан фирмой Netscape в сотруднечестве с Sun Microsystems на базе языка Sun's Java. С помощью JavaScript на Web-странице можно сделать то, что невозможно сделать стандартными тегами HTML. Скрипты выполняются в результате наступления каких-либо событий, инициированных действиями пользователя. Создание Web-документов, включающих программы на JavaScript, требует наличия текстового редактора и подходящего браузера.
Код скрипта JavaScript размещается непосредственно на HTML-странице. Все, что стоит между тегами <script> и </script>, интерпретируется как код на языке JavaScript. Чтобы видеть, как работает скрипт необходимо загрузить файл HTML, содержащий код на языке JavaScript, в браузер, имеющий поддержку языка JavaScript. Браузеры, не имеющие поддержки JavaScript, «не понимают» тега <script>. Они игнорируют его и печатают все стоящие вслед за ним коды как обычный текст. Таким образом, пользователь увидит, как код JavaScript окажется вписан открытым текстом в HTML-документ. [10]
События и обработчики событий являются очень важной частью для программирования на языке JavaScript. События, главным образом, инициируются теми или иными действиями пользователя. Если он щелкает по кнопке, происходит событие «Click». Если указатель мыши пересекает какую-либо ссылку гипертекста, происходит событие «MouseOver». Существует несколько различных типов событий. программа, написанная на языке JavaScript, реагирует на некоторые из них. это может быть выполнено с помощью специальных программ обработки событий, которые сообщают компьютеру, что нужно делать, если произойдет, то или иное событие.
Язык LavaScript был использован для создания пункта навигационного меню электронного пособия «Содержание», который представляет собой раскрывающийся список: в собранном виде он отражает название лекционных тем, в раскрывшемся виде – название лекционных тем и подтем.
3. АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ АНАЛОГОВ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Школьная информационная система — это комплекс средств интерактивного взаимодействия администрации школы и учителей, с одной стороны, и родителей и учеников, с другой стороны.

3.1 Школьная информационно-аналитическая система «Соната»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 г. Волгодонска Ростовской области (МОУ СОШ № 22)
Школьная информационно-аналитическая система «СОНАТА» предназначена для автоматизации деятельности административных работников школ, а так же кардинального сокращения времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия управленческих решений.
Школьная информационно-аналитическая система «СОНАТА» предназначена для автоматизации деятельности административных работников образовательных учреждений и решения задач повышения эффективности работы администрации и сотрудников школ, а так же кардинального сокращения времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия управленческих решений. За счет упорядочения и систематизации большого объема информации, необходимого для своевременного принятия управленческих решений, в образовательном учреждении создается школьная среда общего доступа.
Традиционно информационные системы для школ включают в себя два модуля: КАДРЫ и УЧЕНИКИ. ШИАС использует общие данные в третьем модуле — АТТЕСТАЦИЯ.
Модуль КАДРЫ включает в себя анкетные данные сотрудников образовательного учреждения, от даты рождения и домашнего адреса до сведений об аттестации, курсовой переподготовки, номера страхового полиса и индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), в соответствии с параметрами новой версии формы Т-2. Гибкость программы заключается в том, что помимо стандартных анкетных сведений каждое образовательное учреждение может отслеживать дополнительные сведения в соответствии со своей спецификой, переопределив специально зарезервированные свободные поля.
Характерной особенностью системы является автоматический расчет продолжительности общего трудового и педагогического стажа, а также его перерасчет в течение всего времени работы системы. Система формирует различные формы статистической отчетности. Периоды для статистических сведений о стаже и возрасте работников не закреплены жестко, а задаются произвольно. Модуль КАДРЫ позволяет формировать списки сотрудников с вариативным подбором анкетных данных, необходимых в каждом конкретном случае.
Наряду со статистической информацией и формированием списков, информационно-аналитическая система осуществляет систему поиска по любому из заданных параметров, по адресу, стажу, полу, образования, дате рождения и т.д.
При работе со списками или поисковыми результатами система предоставляет возможность накладывать ограничения в различных комбинациях: только совместители или только предметники и т.д., что обеспечивает хорошее быстродействие и гибкость системы и избавляет от ненужных данных в сформированных отчетах.
Модуль УЧЕНИКИ работает на основании анкетных данных учеников. Этот модуль позволяет осуществить социальный мониторинг контингента учащихся образовательного учреждения. Аналогично модулю КАДРЫ, этот блок имеет функции поиска, формирования списков по классам, а также функцию формирования статистической информации по учащимся. Кроме этого, модуль УЧЕНИКИ имеет блок «Движение», который позволяет регулярно отслеживать движение учащихся и составлять статистические и списочные отчеты по уровням: класс, параллель, школа.
Модуль АТТЕСТАЦИЯ состоит из двух блоков: промежуточная аттестация и итоговая аттестация.
Блок «Промежуточная аттестация» позволяет отслеживать , результативность деятельности учащихся по трем направлениям: во-первых — это контроль знаний, умений и навыков, во-вторых — это периодическая аттестация (четверть, полугодие, год) и в-третьих — это годовая аттестация (переводные экзамены, годовые контрольные работы).
Статистический анализ осуществляется по категориям: УЧЕНИКИ (класс, параллель, школа), УЧИТЕЛЯ (персонально и по подразделениям) и ПРЕДМЕТЫ.
Блок «Итоговая аттестация» позволяет отслеживать результаты обязательных экзаменов, экзаменов по выбору, сравнивать выборность экзаменов выпускниками и их дальнейшее трудоустройство.
Вся статистическая, поисковая и списочная информация, получаемая в системе в виде отчетов, выдается не только на экран и печать, но и в приложения Microsoft Office в виде таблиц списков и диаграмм с возможностью дальнейшей обработки.
Вся статистическая информация отражается системой в табличном и графическом видах — диаграммах, параметры которых (цвет, размеры, тип) можно изменять в процессе работы по желанию пользователя.
Кроме этого, программный комплекс предусматривает создание архива данных за год, перевод учеников на следующий год и, как следствие, позволяет формировать отчеты не только за текущий год, но и в сравнении с предыдущими годами, используя информацию архивов.
Архитектура программы позволяет развивать информационно-аналитическую систему в нескольких направлениях.
Включение новых самостоятельных модулей «Здоровье», «Социально-педагогический мониторинг», «Библиотека».
Для районных и городских управлений образования создание на базе «СОНАТЫ» информационной системы, обобщающей данные из подведомственных школ.
Разработка дополнительных форм и блоков по индивидуальным заказам зарегистрированных пользователей.
Подвижность и гибкость модулей и блоков школьной информационно-аналитической системы «СОНАТА», позволяет актуализировать ее, практически под каждое образовательное учреждение, тем самым успешно решать задачи автоматизации деятельности школьных административных работников.

3.2«1С: ХроноГраф Школа 2.0 Сетевая версия» – система формирования единого информационного пространства школы

Программа «1С: ХроноГраф Школа 2.0» предназначена для формирования единого информационного пространства школы. Все предлагаемые в настоящее время фирмой «1С» образовательные программные продукты направлены на формирование единой информационной среды образовательного учреждения.
В ней предусмотрена работа нескольких типов пользователей:
Администратор (директор или завуч, информационный технолог);
Финансовый администратор (бухгалтер или завуч, отвечающий за тарифицирование сотрудников);
Секретарь-делопроизводитель;
Заведующий АХЧ;
Классный руководитель (каждый классный руководитель в школе);
Преподаватель-предметник.
Каждый пользователь имеет разный объем пользовательских прав и может выполнять свою работу независимо от других пользователей.
Пользователь Администратор обладает всеми правами, ему доступны все имеющиеся в программе функции. Кроме того, именно он организует работу других пользователей: вводит данные о каждом из сотрудников в доступных только ему интерфейсах, задает пароли и логины для их доступа в программу.
Финансовый администратор вводит нормативные данные, такие как ЕТС и нормы рабочего времени для расчета окладов, распределяет тарифицируемые надбавки и доплаты сотрудников и формирует базу начислений. На основании сведений о нагрузке сотрудников и действующего штатного расписания формирует тарификационный список учреждения образования с возможностью выгрузки данных в пакет «1С: Зарплата и кадры 7.7».
Пользователь Секретарь-делопроизводитель может работать с личными делами учеников, а также формировать Книгу приказов учреждения.
Администратор, Финансовый администратор, Секретарь-делопроизводитель могут работать с юридической базой. Для работы с юридической базой в комплект поставки программного продукта входит компакт-диск «Образование и наука», включающая в себя законодательные акты об образовании, международные соглашения в области образования, Государственные стандарты и примерные учебные планы высшего профессионального образования, справочник бухгалтера бюджетной организации. Информационно-справочные материалы могут быть просмотрены из сеанса программы «1С: ХроноГраф Школа 2.0».
Пользователю Заведующий АХЧ доступна работа с базой материальных ценностей учреждения, формирование инвентарной книги и экспорт данных в пакет «1С: Предприятие 7.7 Конфигурация Бухгалтерия для бюджетных организаций».
Классные руководители формируют список и расписание «своего» класса, вводят информацию о «своих учениках», ведут алфавитную книгу класса, контролируют ведение классного журнала, а также информацию об успеваемости учащихся.
Преподаватели-предметники осуществляют непосредственную работу в рамках учебного процесса по своим учебным дисциплинам: выставление текущих и/или итоговых оценок учащимся, формирование домашних заданий на базе списков обязательной и дополнительной учебной литературы, подготовку «электронных» уроков с использованием медиаобъектов.
Взаимосвязь программы с образовательными комплексами серии «1С: Школа», выполненными на технологии «1С: Образование 3.0»
Реализовано закрепление медиаобъектов (рисунков, текстовых документов, видеороликов и т.д.) к урокам из системы программ «1С: Образование 3.0», ссылок на интернет-сайты, а также формирование домашних заданий на основании списка литературы, импортированной из программы «1С: Школьная библиотека».
Создание и дальнейшая загрузка медиа-объектов поддерживается из внешних приложений:
программы «1С:Школьная библиотека»;
образовательных комплексов серии «1С:Школа», выполненных на технологии «1С:Образование 3.0»;
электронных изданий других производителей.
Особенности сетевой версии «1С: ХроноГраф Школа 2.0»
В системе «1С:Хронограф Школа 2.0 Сетевая версия» в рамках школьной локальной сети может одновременно работать неограниченное количество пользователей: директор, завучи, секретарь, учителя-предметники, завхоз.
В состав поставки входит конфигурация и специальная платформа «1С:Предприятие 7.7» с ограниченными возможностями, в которой нельзя использовать средства конфигурирования. В случае необходимости изменения типовой конфигурации следует использовать профессиональную версию одной из компонент «1С:Предприятия 7.7». Конфигурация «1С:ХроноГраф Школа 2.0» работает с использованием только базовых объектов метаданных.
4. АНАЛИЗ МОУ СОШ № 97 И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НА РАЗРАБОТКУ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Информатизация общества вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах человеческой деятельности, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие - переход в области обмена информацией на новые технологии, приводит к необходимости создания информационных систем.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
В нашей школе предмет информатика преподается с 1990 года. Это был без машинный вариант, учащиеся знакомились с устройством компьютера и алгоритмами. Ребята 10 и 11 классов учились писать алгоритмы и блок - схемы.
В 2001 году по президентской программе мы получили 3 компьютера .
В 2004 году - ещё 5 компьютеров.
В 2005 году в школу пришел новый кабинет информатики: 10 рабочих мест для учащихся, рабочее место учителя, принтер, сканер, мультимедийный проектор. Закуплены компьютерные столы, доска, экран и стулья.
В 2005 - 2006 году был подключен Интернет.
С 2006 учебные кабинеты также стали оснащаться компьютерами.
Сегодня мы располагаем 7 компьютерами, 5 принтерами, 1 сканером, 1 ксероксом, 3 мультимедийными проекторами, факсом, 1 цифровым фотоаппаратом. Оснащен кабинет информатики на 10 рабочих мест и одно рабочее место учителя. Информатика в 2006 году был создан и размещён сайт школы, который постоянно обновляется.
Школа успешно вступила в Проект «Информатизация системы образования». Оператор ОУ прошел курсы по работе с базой данных «Хронограф Школа 2.5» На данный момент заканчивается заполнение базы данных школы.
Особое внимание уделяется предмету информатика. Информатика ведётся с 8 по 11 класс.
С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства.
Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Воронежского областного института повышения квалификации работников образования, условиями всероссийских конкурсов и олимпиад. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.
Создаются и непрерывно пополняются:
база данных по педагогическим кадрам;
база данных по обучающимся воспитанникам;
электронные дидактические материалы по предметам.
Заместителями директора школы по УВР и ВР с помощью компьютерных технологий осуществляется изучение:
нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
результативности работы учителя;
уровня обученности школьников;
психолого-педагогических проблем обучения и воспитания отдельных школьников;
актуального педагогического опыта работы педагогов из других школ города, области и других регионов России.
Несмотря на значительные достижения в области использования в образовательном процессе информационных технологий, остается ряд проблем:
недостаточно активная работа администрации школы с информационными базами;
эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей в связи с недостаточным количеством компьютеров, мультимедийных проекторов, экранов и недостаточным программным обеспечением.
отсутствие осознания родителями необходимости приобщения к информационному полю школы;
трудности, возникающие у школьников при использовании информационных ресурсов.
Приведенные выше сведения и анализ имеющихся ресурсов позволяют считать, что для МОУ «Школа № 97» необходимо некое WEB-приложение, которое охватывало бы вопросы воспитания, взаимодействия учителей с родителями учеников и самими учениками, вопросы самоподготовки желающих учиться учеников, помощи отстающим и т.п.
5. РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ШИС) НА ОСНОВЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МОУ СОШ № 97

Поставленные в предыдущем разделе задачи могут быть решены путем организации широчайшего (относительно родителей, учеников и педагогов) регулируемого доступа к информационным ресурсам, т.е. путем создания соответствующего WEB-приложения, которое может быть признано как школьная информационная система (ШИС).

5.1Требования к разрабатываемому WEB-приложению

Функциональные требования к информационной системе, которые описываются, в том числе, и с помощью моделей процессов и структур данных, являются только частью общих требований, которые содержаться в техническом задании. Раздел требований технического задания к информационной системе содержит следующие подразделы:
требования к функциональным характеристикам;
требования к надежности;
настраиваемость;
условия эксплуатации;
требования к составу и параметрам технических средств;
требования к информационной и программной совместимости;
требования к документации.
Требования к функциональным характеристикам. В этом разделе должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных. При выборе между объектными и структурными методами следует использовать принцип концептуальной общности, который предполагает следование единой философии на всех этапах жизненного цикла. Если предполагается использовать структурное программирование, то и на этапе анализа следует использовать структурный подход, а в случае использования объектно-ориентированных языков разработки - объектный анализ и объектное проектирование. При необходимости структурный и объектный подходы могут использоваться одновременно.
Требования к надежности. В разделе должны быть определены требования к обеспечению надежного функционирования: контроль входной и выходной информации, время и механизмы восстановления после программных и аппаратных отказов. В этом разделе описывается организация системы безопасности, включая подсистемы контроля доступа, шифрования и т. п.
Настраиваемость. Определяются требования к адаптационным возможностям ПО, то есть указывается, какие изменения в методах управления и бизнес процессах должны быть предусмотрены.
Условия эксплуатации. В этом разделе описывается необходимое обслуживание, которое требуется для работы системы, например, создание резервных копий, реиндексерование баз и т. п., а так же требования к квалификации персонала (пользователей и обслуживающего персонала).
Требования к составу и параметрам технических средств. Указывается необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик. Могут указываться требования к помещениям, в которых будет находиться оборудование. В этом разделе указываются требования к переносимости системы.
Требования к информационной и программной совместимости. Требования к информационным структурам на входе и выходе, методам решения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой.
Требования к программной документации. В этом разделе указывается предварительный состав программной документации, и при необходимости, специальные требования к ней.
Динамика изменения требований зависит от выбранной модели жизненного цикла системы, в каскадной модели требования определяются один раз в начале проекта, а в итерационной - уточняются в ходе выполнения проекта. Во втором случае должна быть предусмотрена процедура управления требованиями. Одним из возможных подходов является представление совокупности требований в виде набора атомарных требований - утверждений, между которыми выявляются отношения зависимости.
Модули, обеспечивающие функциональность сайта:
- Регистрация – возможность получить права доступа к определенным разделам, подписаться на рассылку новостей;
- Страницы администрирования сайта - администрирование модулей;
- Подключение базы данных - хранение массивов данных в специализированной серверной базе данных, широкие возможности по их обработке и дальнейшему представлению пользователю.
Структура сайта. В соответствии с тематикой сайта и разделами, которые необходимо реализовать на сайте, выберем иерархическую структуру сайта. Главная страница сайта является контейнером, в котором отображаются другие страницы.
Навигация по сайту должна осуществляться на главной страницы посредством использования для этих целей вертикального меню.
Структура WEB-приложения (сайта) показана на рисунке 7.
Основные разделы сайта. Основными разделами сайта должны быть: главная страница, регистрация, МОУ «Школа 97» (информация о школе) – новости, форум, фотогалерея, журнал, электронные ресурсы знаний, электронная библиотека и видеотека, досуг.
Описание разделов сайта. На главной странице в заголовочной части должен располагаться логотип школы. Под ним необходимо расположить форму для регистрации на сайте. Также на главной странице должны быть представлены все разделы WEB-приложения (меню) и блок отражения страниц.
Блок регистрации разделяет пользователей на зарегистрированных и не зарегистрированных, предоставляя им разные права доступа к страницам сайта. Зарегистрированные пользователи должны иметь право доступа на все без исключения страницы, кроме страницы «Журнал», где необходимо иметь дополнительные права доступа (ДПД) в ряд модулей.
Страница «МОУ «Школа 97»» (рис.9) предназначена как для имиджевого представления школы (новости, фотогалерея), так и для организации обратной связи между педагогическим коллективом школы и учениками и их родителями, с другой стороны.
Страница «Журнал» (рис.10) должна состоять из следующих компонентов:
список предметов – здесь реализована возможность редактирования списка предметов, преподаваемых в школе. Каждый предмет имеет наименование и краткое описание;
классы – список классов учащихся. Здесь ведется список классов школы, с их обозначениями и краткими комментариями;
список учеников класса – после выбора редактируемого класса пользователь (учитель) может перейти в режим списка учеников класса и осуществлять добавление, редактирование и удаление учеников класса.
список предметов класса – здесь редактируется текущий список предметов, занятия по которым ведутся для данного класса. Каждому классу назначается свой список предметов – это сделано для обеспечения гибкости структуры в области учета различного рода факультативов, спецкурсов и т.д.
список оценок ученика – здесь учитель может выставить ученику оценки по предметам, доступным его классу. Каждая оценка имеет дату выставления.
модуль просмотра оценок ученика – здесь родители могут просмотреть в удобной форме список оценок, выставляемых ребенку.
Модуль расписаний – предназначен для предоставления посетителям сайта (ученикам, родителям и т.д.) информации о расписании занятий, кружков, а также спортивных секций (расписание занятия спортзала).
Модуль расписаний состоит из следующих компонентов:
звонки – модуль, ответственный за размещение на сайте расписания звонков;
кружки – модуль отображения и составления расписаний кружков
спортзал – модуль информирования пользователя о графике занятия спортзала школы.

5.2 Инструментальная среда для создания ШИС

Понятие CMS переводится как Content Management System (Система управления контентом). Иногда используют более простое выражение - «движок сайта».
В сфере создания сайтов CMS появились относительно недавно – раньше редактировать информацию, изменять ее, управлять сайтом мог только программист, как минимум обладающий знаниями html. Сейчас же появилась возможность для клиентов самим изменять/добавлять информацию на своем сайте без каких-либо навыков и знаний в области программирования. CMS имеет интуитивно понятный интерфейс, локализована, обладает комментариями на русском языке, адаптирована для оптимизации сайта в поисковых системах.
CMS решают две основные функции. С точки зрения пользователей – это инструмент, который позволяет публиковать новости, размещать новые страницы на сайте и производить другие операции над содержимым через удобный интерфейс. При этом пользователь может не владеть технологиями Интернет разработки. Вы банально можете скопировать текст из текстового файла и вставить его к себе на страничку! Согласитесь, очень удобно и практично.
С точки зрения тех, кто делает сайты - это инструмент, который ускоряет разработку сложных сайтов, позволяя компоновать решения из готовых блоков, изменяя в определенных пределах логику работы и оформление. При использовании CMS, задача поддержки сильно упрощается за счет автоматизации множества сложных процессов, требуя меньше времени и сил, позволяя Вам сосредоточиться на том, что размещать на страницах своего сайта, а не том как это делать.
Итак, Система Управления Сайтом (CMS— это on-line программа управления сайтом, предназначенная для того, чтобы систематически самостоятельно управлять тем, что увидят и прочитают посетители Вашего сайта.
При помощи CMS Вы сможете в любой момент создать новую страничку сайта (создать или удалить раздел); разместить на нём фото-презентации нового продукта Вашей компании прямо в день его анонса; упорядочить накопившуюся за два года на сайте информацию и превратить её в энциклопедию для Ваших клиентов, — то есть, сделать с опубликованной на сайте информацией всё, что необходимо, чтобы сайт был интересен посетителям и приносил пользу Вашей компании. Причём, сделать всё это можно будет быстро и просто, потому что системный подход к процессу всегда приводит к простоте и порядку.

5.3 Использование инструментальной программы (CMS) TYPO3
для реализации WEB-приложения

Одним из наиболее мощных представителей CMS с открытым исходным кодом является система TYPO3. Эта система достигла наиболее высокого профессионального уровня, очень универсальна и легко изменяема в зависимости от применения.
Разработка TYPO3 начата 1998 году датским программистом Каспером Скархей. Сейчас TYPO3 распространена во всем мире. TYPO3 интенсивно развивается: ежегодно выпускаются 2 новые версии системы, активно работает TYPO3 Ассоциация. Как и многие другие системы с открытым исходным кодом, TYPO3 распространяется под бесплатной лицензией GPL и свободно доступна через интернет.
Режимы работы:
TYPO3 имеет два режима работы: frontend и backend. Frontend - это «лицо» сайта, то, каким он виден посетителям. Backend - это интерфейс для администраторов и редакторов сайта. Кроме того, поддерживается режим frontend-редактирования, позволяющий редакторам вносить правки непосредственно при просмотре «лица» сайта.
Концепция:
Структура сайта в TYPO3 представлена деревом страниц. На каждой странице могут быть размещены элементы содержимого - небольшие блоки информации: текст, изображение, таблица, чистый html, плагин и др. TYPO3 основана на шаблонах. Существуют готовые шаблоны для TYPO3, однако в основном шаблоны строятся заново на специальном конфигурационном языке TypoScript. Несмотря на использование script в названии, TypoScript не является процедурным языком. Он используется для конфигурирования и отображения сайта. TypoScript является альтернативой XSLT.
Основные возможности:
Редактор текста с форматированием (RTE) и проверка орфографии
Отмена изменений и история изменений
Предпросмотр перед публикацией
Буфер обмена
Редактирование содержимого из frontend и backend
Внутренние ссылки (возможны ссылке на уроне элементов содержимого)
Внутренний поисковый механизм
Одна инсталляция системы для многих сайтов (с единым деревом страниц)
Одна инсталляция системы для многих доменов
Templavoila
Гибкая система разграничения прав для редакторов сайта
Динамическое построение меню - текстовых и графических
Возможность авторизации пользователей через LDAP
Версионирование
Рабочие области (workspaces)
Поддержка WML
Поддержка XML
Поддержка импорта и экспорта RSS
Экспорт в PDF
Экспорт в статический HTML
Кэширование страниц
Основные расширения для TYPO3:
Гибкая новостная система
Форум
Интеграция с существующими форумами
Галереи изображений
Интернет магазин и каталог
Голосования
Блог
Рассылки
Чат
Календарь
«Что дает применение TYPO3 в больших предприятиях? В принципе – много: из-за комбинации PHP с встроенным языком TypoScript, или же программирования собственных функциональных модулей в PHP система TYPO3 почти не имеет границ в разработке. Редактор может легко управлять административной оболочкой, система включает 12 языков, в том числе и немецкий, каждое поле имеет кнопку вызова помощи – просто замечательно».

5.4 Реализация WEB-приложения для МОУ «Школа 97»

Для реализации WEB-приложения для МОУ «Школа 97» в соответствии с требованиями, рассмотренными в 5.1, в качестве инструментальной среды была выбрана программа TYPO3.
Функциональная подсистема реализованного сайта состоит из следующих разделов:
1. Форум для общения учеников, родителей и посетителей между собой. В качестве модуля форума взято расширение mm_forum из репозитория typo3. Это одно из наиболее популярных стандартных расширений, обладающих гибкими возможностями в настройке, интерфейсом и т.д.
2. новостная лента — расширение tt_news.
3. фотогалерея
4. модуль «журнал оценок»
Функциональный модуль «журнал оценок» предназначен для предоставления родителям информации об оценках детей.
Модуль расположен в закрытом разделе сайта, доступном только родителям и администрации школы. Разграничение полномочий осуществляется путем использования групп Front-end пользователей (для родителей — fe_roditeli, для администрации школы — группа fe_admin).
Группа fe_roditeli имеет ограниченные полномочия, связанные с просмотром оценок конкретного ученика (вводится фамилия, подтверждается паролем).
Группа fe_admin имеет доступ к полнофункциональной версии модуля, которая позволяет редактировать информацию модуля.
Модуль журнала оценок состоит из следующих компонентов:
1. Список предметов
Здесь реализована возможность редактирования списка предметов, преподаваемых в школе. Каждый предмет имеет наименование и краткое описание.
2. Классы — список классов учащихся. Здесь ведется список классов школы, с их обозначениями и краткими комментариями.
3. Список учеников класса. После выбора редактируемого класса пользователь может перейти в режим списка учеников класса и осуществлять добавление, редактирование и удаление учеников класса.
4. Список предметов класса. Здесь редактируется текущий список предметов, занятия по которым ведутся для данного класса. Каждому классу назначается свой список предметов — это сделано для обеспечения гибкости структуры в области учета различного рода факультативов, спецкурсов и т.д.
5. Список оценок ученика. Здесь учитель может выставить ученику оценки по предметам, доступным его классу. Каждая оценка имеет дату выставления.
6. Модуль просмотра оценок ученика — здесь родители могут просмотреть в удобной форме список оценок, выставляемых своему ребенку.
Файл, содержащий код реализации модуля журнала оценок имеет то же имя, что и объект, инкапсулирующий всю функциональность — user_zhurpage.php.
Список функций модуля:
getContent — главная управляющая функция модуля, формирующая страницу сайта в целом
CountDPP — функция, добавляющая в параметры перехода между страницами дополнительные параметры, предназначенные для интеграции модуля «журнал оценок» со средой typo3.
DrawMenu — функция, ответственная за формирование меню модуля «журнал оценок».
MainPage — начальная страница модуля журнала оценок;
Groups — страница, ответственная за отображение списка классов учащихся
GroupsApply — применение изменений в списке классов;
GroupsRem — удаление классов;
GroupsEdit — изменение параметров класссов;
GroupsDetail — отображение списка учеников класса;
StudApply — применение изменений в списке учеников класса;
StudEdit — изменение ФИО ученика класса;
StudRem — удаление ученика
Predmet — список предметов;
PredmetApply — применение изменений в списке предметов;
PredmetEdit — изменение характеристик предмета;
PredmetRem — удаление предмета из списка предметов
PredmetSpisok — настройка списка предметов, ведущихся в конкретном классе;
PredmetSpisokApply — применение изменений списка предметов
MarkList — список оценок ученика;
MarkApply — применение изменений списка оценок;
MarkEdit — редактирование оценок;
MarkRem — удаление оценок из списка оценок ученика.
База данных реализована при помощи СУБД MYSQL. Для работы модуля «журнал оценок» необходимы следующие таблицы:

Таблица 1
d_grouppredm — таблица связи между классами и предметами, которые им преподаются
Наименование поля
Тип
Описание
gr_id
Int(11) NOT NULL
Ссылка на класс
pr_id
Int(11) NOT NULL
Ссылка на предмет

Таблица 2
d_groups — список классов
Наименование поля
Тип
Описание
gr_id
int(11) NOT NULL auto_increment
Идентификатор класса
Name
varchar(50) NOT NULL
Наименование предмета
Descr
varchar(2000) NOT NULL
Описание предмета (комментарии, заметки и т.д.)

Таблица 3
d_marks — оценки ученика
Наименование поля
Тип
Описание
m_id
int(11) NOT NULL auto_increment
Уникальный идентификатор оценки
st_id
int(11) NOT NULL
Ссылка на ученика, которому принадлежит оценка
pr_id
int(11) NOT NULL
Ссылка на предмет, по которому выставлена оценка
Dayof
int(11) NOT NULL
Дата и время выставления оценки
Val
float NOT NULL
Оценка

Таблица 4
d_predmets — предметы, изучаемые в школе
Наименование поля
Тип
Описание
pr_id
int(11) NOT NULL auto_increment
Уникальный идентификатор предмета
name
varchar(50) NOT NULL
Наименование предмета
descr
varchar(2000) NOT NULL
Описание предмета (комментарии, замечания)

Таблица 5
d_students — общий список учеников
Наименование поля
Тип
Описание
st_id
int(11) NOT NULL auto_increment
Уникальный идентификатор ученика
gr_gr_id
int(11) NOT NULL
Принадлежность студента группе
Fio
Varchar(200) NOT NULL
ФИО ученика

Модуль расписания реализован в трех файлах, каждый из которых содержит программный код, определяющий поведение соответствующего компонента:
1. user_rasppage.php — содержит описание класса user_rasppage, ответственного за компонент, генерирующий функциональность относительно расписания звонков;
2. user_krupage.php — содержит описание класса user_krupage, ответственного за компонент расписания кружков;
3. user_sppage.php — содержит описание класса user_sppage, позволяющего хранить и публиковать информацию о расписании занятости спортзала.
Описание функций модуля user_rasppage.php:
getContent — главная функция, обеспечивающая вывод информации о расписании звонков;
CountDPP — функция, обеспечивающая введение в процесс отображения страниц функциональности хранения дополнительной информации;
DrawMenu — функция, ответственная за отображение меню.
MainPage — функция, ответственная за отображение главной страницы модуля расписаний;
Zvonki — отображение расписания звонков;
ZvonkiApply — применение параметров изменения звонков;
ZvonkiRem — удаление конкретного звонка;
ZvonkiEdit — редактирование параметров интервалов звонков.
Таблица БД, используемая для хранения расписаний звонков:

Таблица 6
d_zvonki — информация по звонкам
Разработка школьной информационной системы на основе IT-технологий
практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.
Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут, для взрослого - 10 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление, описанные в самом конце рекомендаций.
Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает. Хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле воздействие на психику ребенка может оказаться намного серьезнее.

7.2Разработка рекомендаций, мероприятий, устройств и систем безопасности жизнедеятельности

Разработка мероприятий по снижению влияния воздействия компьютеров
Снижение шума
Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале.
Защита от электромагнитного излучения
По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).
При покупке монитора необходимо обратить внимание на наличие сертификата.
Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.
Не оставляйте компьютер включённым на длительное время если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать «спящий режим» для монитора.
В связи с тем что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами. Особое внимание стоит обратить на расстановку мониторов в офисах.
По возможности сократите время работы за компьютером и почаще прерывайте работу.
Компьютер должен быть заземлён. Если вы приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить, для этого специально предусмотрен провод на конце которого находиться металлическая прищепка (не цепляйте её к системному блоку)
Снижение утомляемости глаз
- хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);
- чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).
-.время непpеpывной работы с монитором: для взрослого - 2 часа; для ребенка - 30 минут; пеpеpыв - не менее 15 минут
- ограничение времени игры в игры, подобные Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
- поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).
Снижение физического утомления (стесненной позы)
Следует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Ваша спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед, подобно черепахе, выглядывающей из своего панциря. Кроме того, ваше кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Поэтому, самое важное в уменьшении нагрузки - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.
Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.
Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.
Проекционное оборудование на уроке - тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.
Снижение психического напряжения
- ограничение времени игр и работы в Интернете;
- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
Меры для профилактики заболеваний позвоночника
Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.
Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.
По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д. Очень полезно для позвоночника плавание и упражнения на турнике.
7.3Пожарная безопасность

Для ликвидации пожара в помещении, где расположено рабочие места, применяются первичные средства пожаротушения. В кабинетах под потолком имеются четыре дымовых пожарных извещателя системы сигнализации, предназначенной для обнаружения и оповещения о пожаре. На первом этаже установлена автоматическая сигнализация, которая выводит всю информацию на пульт пожарных.
Первичные средства пожаротушения - это устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной стадии (огнетушители, внутренний пожарный кран, вода, песок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопата и др.). Эти средства всегда должны быть наготове и, как говорится, под рукой.
Школа оснащена 20 первичными средствами пожаротушения. Ручные огнетушители стоят в специальных тумбах на полу в каждом углу коридора и в кабинетах. Огнетушители стоят так, что видно на корпусе текст инструкции по использованию. Внешнее оформление тумб для их размещения позволяют визуально определить тип установленных в них огнетушителей.
В школе используются углекислотные огнетушители ОУ-2 состоящие из стальных баллонов емкостью 2 литра. Для приведения огнетушителя в действие необходимо повернуть вентиль против часовой стрелки, раструб предварительно должен быть направлен на очаг горения. Длина выбрасываемой струи составляет 1,5 м для огнетушителя ОУ-2. Продолжительность работы при 20 С составляет 25-40 секунд. Огнетушители находятся в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов. Места расположения первичных средств пожаротушения указываются в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТу.
7.3.1План эвакуации
Одной из наиболее важных мер безопасности для школы является обеспечение путей эвакуации, наличие в исправном состоянии световых указателей, автоматической системы сигнализации и системы речевого оповещения. Особенно строго правила противопожарной безопасности соблюдаются в кабинетах, в которых используются компьютеры. В таких помещениях присутствуют средства для тушения пожара: огнетушитель, песок, противопожарное полотно. Работа учащихся с компьютерами без руководства учителя запрещена. Во всех помещениях, которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все компьютеры отключаются.
Одной из основных причин несчастных случаев в результате пожара является недостаточная информированность учащихся о правилах противопожарной безопасности и об очередности действий в результате возникновения пожара. Эффективной мерой является в школе дружина юных пожарных. В их состав входят учащиеся 10-17 лет. Дружина юных пожарных создана в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, реализации различных задач, направленных на предупреждение пожаров.
При пожаре в школе:
- при обнаружении очага возгорания немедленно сообщить в службу МЧС;
- прекратить учебный процесс;
- при возможности начать ликвидацию очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения;
- вывести учащихся за пределы здания образовательного учреждения (пункты 16-18 календарного плана мероприятий).
7.3.2 Действия при возникновении пожара
В случае возникновения пожара действия работников и привлекаемых к тушению пожара лиц, в первую очередь, должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.), обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре; приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.
Руководитель учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни детей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку системы вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной з зоны, определить места их складирования и обеспечить о наличии людей в здании.
При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям и другим работникам учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
е) выставлять посты безопасности на выходах из здания, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здания, следует закрывать за собой все двери и окна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий